Бру́кнер Антон (Bruckner) (1824-1896), австрийский композитор, органист, педагог. Один из крупнейших симфонистов второй половины XIX в., мастер полифонии. 11 симфоний, 4 мессы (1854-64), Реквием (1849), Магнификат (1852), мотеты, псалмы, песни и др.
* * *
БРУКНЕР Антон - БРУ́КНЕР Антон (полн. Йозеф Антон Брукнер; Bruckner) (4 сентября 1824, Ансфельден, близ Линца - 11 октября 1896, Вена), австрийский композитор, органист, педагог. Один из крупнейших симфонистов второй половины 19 века. Автор 11 симфоний, 4 месс, Реквиема (1849). Магнификата (см. МАГНИФИКАТ) (1852), песен.
Становление музыканта и композитора
Начальное музыкальное образование получил под руководством своего отца, сельского учителя и органиста. В возрасте 10 лет овладел органом настолько, что мог замещать отца в местной церкви. После его смерти в 1837 стал певчим в монастыре св. Флориана (близ Линца); там же продолжил обучение игре на органе, занимался скрипкой и теорией музыки. Некоторое время работал школьным учителем в провинции. В 1845 вернулся преподавать в монастырь св. Флориана; с 1851 работал там же органистом. К тому времени уже был автором месс и других духовных сочинений. В 1855 был назначен органистом Линцского собора; в том же году прошел в Вене курс контрапункта у ведущего австрийского теоретика С. Зехтера (1788-1867). Продолжал брать уроки у авторитетных музыкантов до начала 1860-х годов. Решающую роль в жизни Брукнера сыграло знакомство с операми Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард) «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» (1863). С той поры творческая эволюция Брукнера пошла по новому пути, о чем свидетельствуют Мессы 1-3, созданные в 1864-1868. В 1863 Брукнер сочинил свою первую симфонию (без порядкового номера); вскоре жанр симфонии занял в его творчестве господствующее место.
В 1868, после смерти Зехтера, Брукнеру был предложен пост преподавателя теории в Венской консерватории, который он принял не без колебаний. В последующие годы Брукнер выступал в Париже и Лондоне как органист-виртуоз и импровизатор. Между тем в Вене его творчество не получало признания. Венский филармонический оркестр отверг его Первую симфонию (1866) как «сумасбродную», Вторую (1872) - как «бессмысленную» и «неисполнимую». Премьера Третьей симфонии (2-я редакция 1877) провалилась. Четвертая симфония («Романтическая», 2-я редакция 1880) имела успех, однако Пятая, завершенная в 1876, была сыграна с опозданием на 18 лет, а Шестую Брукнер так и не услышал полностью. Сторонники Брамса (см. БРАМС Иоганнес) в полемике с «вагнерианцами» жестоко критиковали Брукнера за его преклонение перед Вагнером. Друзья Брукнера настоятельно рекомендовали ему внести сокращения в его «чрезмерно длинные» симфонии или делали это сами. Композитор, которому вообще была свойственна неуверенность в себе, покорялся их воле.
Признание
В 1870-1874 Брукнер преподавал в педагогическом лицее, в 1875 начал читать лекции по гармонии и контрапункту в Венском университете. Широкое признание пришло к нему только в 1880-х годах после триумфальной лейпцигской премьеры Седьмой симфонии под управлением А. Никиша (см. НИКИШ Артур) (1884). Симфонии Брукнера начали широко исполняться в Германии и в других странах, а сам он был осыпан официальными почестями. Тем не менее его настойчиво просили сократить Восьмую симфонию (что он и сделал в 1890, спустя 3 года после ее завершения). Девятая симфония, которую Брукнер намеревался посвятить Богу, осталась неоконченной. Композитор успел сочинить три части; чувствуя, что на создание четвертой ему не хватит сил, он рекомендовал будущим дирижерам использовать в качестве финала монументальный Te Deum для солистов, хора и оркестра, созданный в 1884. В настоящее время, однако, Девятая симфония исполняется обычно в трехчастной версии (хотя за последние десятилетия было сделано несколько попыток восстановить ее финал по сохранившимся наброскам).
Влияние Бетховена и Вагнера
Все творчество Брукнера проникнуто глубокой религиозностью. Его симфонии часто сравнивают с готическими соборами, имея в виду как их монументальные масштабы, так и их возвышенный, торжественный тон. Основными источниками влияний для Брукнера были Бетховен (см. БЕТХОВЕН Людвиг)и Вагнер. Его симфонии близки Девятой Бетховена по характеру соотношения частей. Подобно начальному Allegro ma non troppo Девятой Бетховена, первые части симфоний Брукнера открываются мистическими, словно вырастающими из тишины «интродукциями», разворачиваются в умеренном темпе и полны сдержанного внутреннего напряжения, которое разряжается в мощных драматических кульминациях. Как и в Девятой Бетховена, скерцо (см. СКЕРЦО) у Брукнера велики по объему; их крайние разделы воплощают образ безостановочного стихийного движения, а в тематизме средних разделов явственно выражен фольклорный оттенок (часто они выдержаны в характере австрийского народного танца лендлера и стилистически родственны не только Бетховену, но и многим страницам инструментальной музыки Шуберта (см. ШУБЕРТ Франц)). Огромное Adagio Девятой Бетховена - несомненная модель медленных частей симфоний Брукнера, форма которых также основывается на сопоставлении двух тем широкого мелодического дыхания и сочетает в себе признаки рондо (см. РОНДО (в музыке)), сонаты и вариаций. Влияние Вагнера на Брукнера выражается в некоторых особенностях оркестровки - например, в использовании квартета вагнеровских туб (впервые - в медленной части Седьмой симфонии, посвященной памяти Вагнера). Как и Вагнер, Брукнер испытывает пристрастие к долгим, экспрессивным мелодическим линиям струнных (один из самых ярких примеров - начальная тема Седьмой симфонии, порученная виолончелям в среднем и высоком регистре).
Свой собственный почерк
При всей важности преемственных связей с Бетховеном, Шубертом и Вагнером, музыка Брукнера глубоко индивидуальна. Из одной симфонии в другую переходит набор оборотов и приемов, по которым нетрудно распознать его неповторимый почерк. В сонатных формах Брукнера основные разделы обычно отделены друг от друга многозначительными паузами. Подходы к кульминациям в первых частях его симфоний отмечены немилосердными повторениями одних и тех же элементарных мотивов, а в медленных частях - бесконечными фигурами вращения у скрипок на фоне неумолимо нарастающей звучности остального оркестра. В ритмике и мелодике побочных тем обычно подчеркнуто танцевальное или песенное начало. Финалы всех симфоний Брукнера, начиная с Третьей, завершаются торжественным апофеозом, тематически связанным с главной партией первой части.
Помимо симфоний и Te Deum, в настоящее время относительно часто исполняется Струнный квинтет Брукнера (1879). Менее популярны его мотеты для хора без сопровождения, в которых воссоздается возвышенный дух церковных песнопений эпохи Возрождения.